ВЕРНУТЬСЯ В БИБЛИОТЕКУ...  

Леонид Андреев

Рассказ о семи повешенных

 

  1. В час дня, ваше превосходительство

2. К смертной казни через повешение

3. Меня не надо вешать

4. Мы, орловские

5. Поцелуй - и молчи

6. Часы бегут

7. Смерти нет

8. Есть и смерть, есть и жизнь

9. Ужасное одиночество

10. Стены падают

11. Их везут

12. Их привезли

 

 

11. Их везут

 

   Перед тем как рассаживать осужденных по каретам, их всех пятерых собрали в большой холодной комнате со сводчатым потолком, похожей на канцелярию, где больше не работают, или на пустую приемную. И позволили разговаривать между собою.

   Но только Таня Ковальчук сразу воспользовалась позволением. Остальные молча и крепко пожали руки, холодные, как лед, и горячие, как огонь,- и молча, стараясь не глядеть друг на друга, столпились неловкой рассеянной кучкой. Теперь, когда они были вместе, они как бы совестились того, что каждый из них испытал в одиночестве; и глядеть боялись, чтобы не увидеть и не показать того нового, особенного, немножко стыдного, что каждый чувствовал или подозревал за собою.

   Но раз, другой взглянули, улыбнулись и сразу почувствовали себя непринужденно и просто, как прежде: никакой перемены не произошло, а если и произошло что-то, то так ровно легло на всех, что для каждого в отдельности стало незаметно. Все говорили и двигались странно: порывисто, толчками, или слишком медленно, или же слишком быстро; иногда захлебывались словами и многократно повторяли их, иногда же не договаривали начатой фразы или считали ее сказанной -- не замечали этого. Все щурились и с любопытством, не узнавая, рассматривали обыкновенные вещи, как люди, которые ходили в очках и вдруг сняли их; все часто и резко оборачивались назад, точно все время из-за спины их кто-то окликал и что-то показывал. Но не замечали они и этого. У Муси и Тани Ковальчук щеки и уши горели; Сергей вначале был несколько бледен, но скоро оправился и стал такой, как всегда.

   И только на Василия обратили внимание. Даже среди них он был необыкновенен и страшен. Вернер всколыхнулся и тихо сказал Мусе с нежным беспокойством:

   -- Что это, Мусечка? Неужели он того, а? Что? Надо к нему.

   Василий откуда-то издали, точно не узнавая, посмотрел на Вернера и опустил глаза.

   -- Вася, что это у тебя с волосами, а? Да ты что? Ничего, брат, ничего, ничего, сейчас кончится. Надо держаться, надо, надо.

   Василий молчал. И когда начало уже казаться, что он и совсем ничего не скажет, пришел глухой, запоздалый, страшно далекий ответ: так на многие зовыы могла бы ответить могила:

   -- Да я ничего. Я держусь.

   И повторил.

   -- Я держусь.

   Вернер обрадовался.

   -- Вот, вот. Молодец. Так, так.

   Но встретил темный, отяжелевший, из глубочайшей дали устремленный взор и подумал с мгновенною тоскою; "Откуда он смотрит? Откуда он говорит?" И с глубокое нежностью, как говорят только могиле, сказал:

   -- Вася, ты слышишь? Я очень люблю тебя.

   -- И я тебя очень люблю,- ответил, тяжело ворочаясь, язык.

   Вдруг Муся взяла Вернера за руку и, выражая удивление, усиленно, как актриса на сцене, сказала:

   -- Вернер, что с тобой? Ты сказал: люблю? Ты никогда никому не говорил: люблю. И отчего ты весь такой... светлый и мягкий? А, что?

   -- А, что?

   И, как актер, также усиленно выражая то, что он чувствовал, Вернер крепко сжал Мусину руку:

   -- Да, я теперь очень люблю. Не говори другим, не надо, совестно, но я очень люблю.

   Встретились их взоры и вспыхнули ярко, и все погасло кругом: так в мгновенном блеске молнии гаснут все иные огни, и бросает на землю тень само желтое, тяжелое пламя.

   -- Да,- сказала Муся.- Да, Вернер.

   -- Да,- ответил он.- Да, Муся, да!

   Было понято нечто и утверждено ими непоколебимо. И, светясь взорами, Вернер всколыхнулся снова и быстро шагнул к Сергею.

   -- Сережа!

   Но ответила Таня Ковальчук. В восторге, почти плача от материнской гордости, она неистово дергала Сергея за рукав.

   -- Вернер, ты послушай! Я тут о нем плачу, я убиваюсь а он -- гимнастикой занимается!

   -- По Мюллеру? -- улыбнулся Вернер.

   Сергей сконфуженно нахмурился:

   -- Ты напрасно смеешься, Вернер. Я окончательно убедился...

   Все рассмеялись. В общении друг с другом черпая крепость и силу, постепенно становились они такими, как прежде, но не замечали и этого, думали, что всє одни и те же. Вдруг Вернер оборвал смех и с чрезвычайною серьезностью сказал Сергею:

   -- Ты прав, Сережа. Ты совершенно прав.

   -- Нет, ты пойми,- обрадовался Головин.- Конечно, мы...

   Но тут предложили ехать. И были так любезны, что разрешили рассесться парами, как хотят. И вообще были очень, даже до чрезмерности любезны: не то старались выказать свое человеческое отношение, не то показать, что их тут совсем нет, а все делается само собою. Но были бледны.

   -- Ты, Муся, с ним,- показал Вернер на Василия, стоявшего неподвижно.

   -- Понимаю,- кивнула Муся головою.- А ты?

   -- Я? Таня с Сергеем, ты с Васей... Я один. Это ничего, я ведь могу, ты знаешь.

   Когда вышли во двор, влажная темнота мягко, но тепло и сильно ударила в лицо, в глаза, захватила дыхание, вдруг очищающе и нежно пронизала все вздрогнувшее тело. Трудно было поверить, что это удивительное -- просто ветер весенний, теплый влажный ветер. И настоящая, удивительная весенняя ночь запахла тающим снегом,- безграничною ширью, зазвенела капелями. Хлопотливо и часто, догоняя друг друга, падали быстрые капельки и дружно чеканили звонкую песню; но вдруг собьется одна с голоса, и все запутается в веселом плеске, в торопливой неразберихе. А потом ударит твердо большая, строгая капля, и снова четко и звонко чеканится торопливая весенняя песня. И над городом, поверх крепостных крыш, стояло бледное зарево от электрических огней.

   -- У-ах! -- широко вздохнул Сергей Головин и задержал дыхание, точно жалея выпускать из легких такой свежий и прекрасный воздух.

   -- Давно такая погода? -- осведомился Вернер.- Совсем весна.

   -- Второй только день,- был предупредительный и вежливый ответ.- А то все больше морозы.

   Одна за другою мягко подкатывали темные кареты, забирали по двое, уходили в темноту, туда, где качался под воротами фонарь. Серыми силуэтами окружали каждый экипаж конвойные, и подковы их лошадей чокали звонко или хлябали по мокрому снегу.

   Когда Вернер, согнувшись, намеревался лезть в карету, жандарм сказал неопределенно:

   -- Тут с вами еще один едет.

   Вернер удивился:

   _ Куда? Куда же он едет? Ах, да! Еще один? Кто же это?

   Солдат молчал. Действительно, в углу кареты, в темноте, прижималось что-то маленькое, неподвижное, но живое -- при косом луче от фонаря блеснул открытый глаз. Усаживаясь, Вернер толкнул ногою его колено.

   -- Извините, товарищ.

   Тот не ответил. И только, когда тронулась карета, вдруг спросил ломаным русским языком, запинаясь:

   -- Кто вы?

   -- Я Вернер, присужден к повешению за покушение на NN. А вы?

   -- Я -- Янсон. Меня не надо вешать.

   Они ехали, чтобы через два часа стать перед лицом неразгаданной великой тайны, из жизни уйти в смерть,- и знакомились. В двух плоскостях одновременно шли жизнь и смерть, и до конца, до самых смешных и нелепых мелочей оставалась жизнью жизнь.

   -- А что вы сделали, Янсон?

   -- Я хозяина резал ножом. Деньги крал.

   По голосу казалось, что Янсон засыпает. В темноте Вернер нашел его вялую руку и пожал. Янсон так же вяло отобрал руку.

   -- Тебе страшно? -- спросил Вернер.

   -- Я не хочу.

   Они замолчали. Вернер снова нашел руку эстонца и крепко зажал между своими сухими и горячими ладонями. Лежала она неподвижно, дощечкой, но отобрать ее Янсон больше не пытался.

   В карете было тесно и душно, пахло солдатским сукном, затхлостью, навозом и кожей от мокрых сапог. Молоденький жандарм, сидевший против Вернера, горячо дышал на него смешанным запахом луку и дешевого табаку. Но в какие-то щели пробивался острый и свежий воздух, и от этого в маленьком, душном, движущемся ящике весна чувствовалась еще сильнее, чем снаружи. Карета заворачивала то направо, то налево, то как будто возвращалась назад; казалось иногда, что уже целые часы они кружатся зачем-то на одном месте. Вначале сквозь опущенные густые занавески в окнах пробивался голубоватый электрический свет; потом вдруг, после одного поворота потемнело, и только по этому можно было догадаться, что они свернули на глухие окраинные улицы и приближаются к С-скому вокзалу. Иногда при крутых заворотах живое согнутое колено

   Вернера дружески билось о такое же живое согнутое колено жандарма, и трудно было поверить в казнь.

   -- Куда мы едем? -- спросил вдруг Янсон.

   У него слегка кружилась голова от продолжительного верчения в темном ящике и слегка тошнило.

   Вернер ответил и крепче сжал руку эстонца. Хотелось сказать что-то особенно дружеское, ласковое этому маленькому сонному человеку, и уже любил он его так, как никого в жизни.

   -- Милый! Тебе, кажется, неудобно сидеть. Подвигайся сюда, ко мне.

   Янсон помолчал и ответил:

   -- Ну, спасибо. Мне хорошо. А тебя тоже будут вешать?

   -- Тоже! -- неожиданно весело, почти со смехом ответил Вернер и как-то особенно развязно и легко махнул рукою. Точно речь шла о какой-то нелепой и вздорной шутке, которую хотят проделать над ними милые, но страшно смешливые люди.

   -- Жена есть? -- спросил Янсон.

   -- Нету. Какая там жена! Я один.

   -- Я тоже один. Одна,- поправился Янсон, подумав.

   И у Вернера начинала кружиться голова. И казалось минутами, что они едут на какой-то праздник; странно, но почти все ехавшие на казнь ощущали то же и, наряду с тоскою и ужасом, радовались смутно тому необыкновенному, что сейчас произойдет. Упивалась действительность безумием, и призраки родила смерть, сочетавшаяся с жизнью. Очень возможно, что на домах развевались флаги.

   -- Вот и приехали! -- сказал Вернер любопытно и весело, когда карета остановилась, и выпрыгнул легко. Но с Янсоном дело затянулось: молча и как-то очень вяло он упирался и не хотел выходить. Схватится за ручку -- жандарм разожмет бессильные пальцы и отдерет руку; схватится за угол, за дверь, за высокое колесо -- и тотчас же, при слабом усилии со стороны жандарма, отпустит. Даже не хватался, а скорее сонно прилипал ко всякому предмету молчаливый Янсон -- и отдирался легко и без усилий. Наконец встал.

   Флагов не было. По-ночному был темен, пуст и безжизнен вокзал; пассажирские поезда уже не ходили, а для того поезда, который на пути безмолвно ожидал этих пассажиров, не нужно было ни ярких огней, ни суеты. И вдруг Вернеру стало скучно. Не страшно, не тоскливо,- а скучно огромной, тягучей, томительной скукой, от которой хочется куда-то уйти, лечь, закрыть крепко глаза. Вернер потянулся и продолжительно зевнул. Потянулся и быстро, несколько раз подряд зевнул и Янсон.

   _ Хоть бы поскорее! -- сказал Вернер устало.

   Янсон молчал и ежился.

   Когда на безлюдной платформе, оцепленной солдатами, осужденные двигались к тускло освещенным вагонам, Вернер очутился возле Сергея Головина; и тот, показав куда-то в сторону рукою, начал говорить, и было ясно слышно только слово "фонарь", а окончание утонуло в продолжительной и усталой зевоте.

   -- Ты что говоришь? -- спросил Вернер, отвечая также зевотой.

   -- Фонарь. Лампа в фонаре коптит,- сказал Сергей.

   Вернер оглянулся: действительно, в фонаре сильно коптела лампа, и уже почернели вверху стекла.

   -- Да, коптит.

   И вдруг подумал: "А какое, впрочем, мне дело, что лампа коптит, когда..." То же, очевидно, подумал и Сергей: быстро взглянул на Вернера и отвернулся. Но зевать они оба перестали.

   Все до вагонов шли сами, и только Янсона пришлось вести под руки: сперва он упирался ногами и точно приклеивал подошвы к доскам платформы, потом подогнул колена и повис в руках жандармов, ноги его волоклись, как у сильно пьяного, и носки скребли дерево. И в дверь его пропихивали долго, но молча.

   Двигался сам и Василий Каширин, смутно копируя движения товарищей,- все делал, как они. Но, всходя на площадку в вагоне, он оступился, и жандарм взял его за локоть, чтоб поддержать,- Василий затрясся и крикнул пронзительно, отдергивая руку:

   -- Ай!

   -- Вася, что с тобою? -- рванулся к нему Вернер.

   Василий молчал и трясся тяжело. Смущенный и даже огорченный жандарм объяснил:

   -- Я хотел их поддержать, а они...

   -- Пойдем, Вася, я поддержу тебя,- сказал Вернер и хотел взять его за руку. Но Василий отдернул руку опять и еще громче крикнул:

   -- Ай!

   -- Вася, это я, Вернер.

   -- Я знаю. Не трогай меня. Я сам.

   И, продолжая трястись, сам вошел в вагон и сел в углу. Наклонившись к Мусе, Вернер тихо спросил ее, указывая глазами на Василия:

   -- Ну как?

   -- Плохо,- так же тихо ответила Муся.- Он уже умер. Вернер, скажи мне, разве есть смерть?

   -- Не знаю, Муся, но думаю, что нет,- ответил Вернер серьезно и вдумчиво.

   -- Я так и думала. А он? Я измучилась с ним в карете, я точно с мертвецом ехала.

   -- Не знаю, Муся. Может быть, для некоторых смерть и есть. Пока, а потом совсем не будет. Вот и для меня смерть была, а теперь ее нет.

   Побледневшие несколько щеки Муси вспыхнули:

   -- Была, Вернер? Была?

   -- Была. Теперь нет. Как для тебя.

   В дверях вагона послышался шум. Громко стуча каблуками, громко дыша и отплевываясь, вошел Мишка Цыганок. Метнул глазами и остановился упрямо.

   -- Тут местов нету, жандарм! -- крикнул он утомленному, сердито глядевшему жандарму.- Ты мне давай так, чтобы свободно, а то не поеду, вешай тут на фонаре. Карету тоже дали, сукины дети,- разве это карета? Чертова требуха, а не карета!

   Но вдруг наклонил голову, вытянул шею и так пошел вперед, к другим. Из растрепанной рамки волос и бороды черные глаза его глядели дико и остро, с несколько безумным выражением.

   -- А! Господа! -- протянул он.- Вот оно что. Здравствуй, барин.

   Он ткнул Вернеру руку и сел против него. И, наклонившись близко, подмигнул одним глазом и быстро провел рукою по шее.

   -- Тоже? А?

   -- Тоже! -- улыбнулся Вернер.

   -- Да неужто всех?

   -- Всех.

   -- Ого! -- оскалился Цыганок и быстро ощупал глазами всех, на мгновение дольше остановился на Мусе и Янсоне. И снова подмигнул Вернеру:

   -- Министра?

   -- Министра. А ты?

   -- Я, барин, по другому делу. Куда нам до министра! Я, барин, разбойник, вот я кто. Душегуб. Ничего, барин, потеснись, не своей волей в компанию затесался. На том свете всем места хватит.

   Он дико, из-под взлохматившихся волос, обвел всех одним стремительным, недоверчивым взглядом. Но все смотрели на него молча и серьезно и даже с видимым участием. Оскалился и быстро несколько раз похлопал Вернера по коленке.

   -- Так-то, барин! Как в песне поется: не шуми ты, мать, зеленая дубравушка.

   -- Зачем ты зовешь меня барином, когда мы все...

   -- Верно,- с удовольствием согласился Цыганок.-Какой ты барин, когда рядом со мной висеть будешь! Вот он кто барин-то,- ткнул он пальцем на молчаливого жандарма.- Э, а вот энтот-то ваш того, не хуже нашего,-указал он глазами на Василия.- Барин, а барин, боишься, а?

   -- Ничего,- ответил туго ворочающийся язык.

   -- Ну уж какой там ничего. Да ты не стыдись, тут стыдиться нечего. Это собака только хвостом виляет да зубы скалит, как ее вешать ведут, а ты ведь человек. А этот кто, лопоухий? Этот не из ваших?

   Он быстро перескакивал глазами и непрестанно, с шипением сплевывал набегающую сладкую слюну. Янсон, неподвижным комочком прижавшийся в углу, слегка шевельнул крыльями своей облезлой меховой шапки, но ничего не ответил. Ответил за него Вернер:

   -- Хозяина зарезал.

   -- Господи! -- удивился Цыганок.- И как таким позволяют людей резать!

   Уже давно, искоса, Цыганок приглядывался к Мусе и теперь, быстро повернувшись, резко и прямо уставился на нее.

   -- Барышня, а барышня! Вы что же это! И щечки розо-веныше, и смеется. Гляди, она вправду смеется,- схватил он Вернера за колено цепкими, точно железными пальцами.- Гляди, гляди!

   Покраснев, с несколько смущенной улыбкой, Муся также смотрела в его острые, несколько безумные, тяжело и дико вопрошающие глаза.

   Все молчали.

   Дробно и деловито постукивали колеса, маленькие вагончики попрыгивали по узеньким рельсам и старательно бежали. Вот на закруглении или у переезда жидко и старательно засвистел паровозик -- машинист боялся кого-нибудь задавить. И дико было подумать, что в повешение людей вносится так много обычной человеческой аккурат ности, старания, деловитости, что самое безумное на земле дело совершается с таким простым, разумным видом. Бежали вагоны, в них сидели люди, как всегда сидят, и ехали, как они обычно ездят; а потом будет остановка, как всегда - "поезд стоит пять минут".

 

   И тут наступит смерть -- вечность -- великая тайна.